Animatrix

Нужно быть проще в своих рефлексиях и рецензиях. А то я сам после не понимаю написанного, и лень вчитываться, дабы восстановить мерцающую структуру намёков и прозрений. Или же стоит разворачивать любую метафору и чётко прорисовывать каждую нить, указывать на всякую аллюзию — тем выхолащивая аллюзив, но всё же не убивая его вполне. Надо рассказывать обо всей игре смыслов Шварцнеггер-Мидас-золото-уши-Нио-лабиринт-сын-бык-сатурналии-Дионис-старый сатир-алкоголизм. Но не надо. Отменяем постройку всяких висячих садов поверх пустынных смыслов, сносим трёхъярусные сюжетные ходы, когда вкрапление опорных слов рождает вовсе иной пласт, на основе которого строится эфемерная башня для самых продвинутых, в которой стоит накрытый столик с самоваром и вареньем, и только никто не взбирается по крутой винтовой лесенке — маленькая зелёная дверца слишком заросла плющём и лианами.

Все афишные тумбы, которых нет, и все заборы, которых тьма, заклеены рекламой какого-то тоника, предлагаемого агентом Смит жаждущим — “хлебни ещё матрицы”. Извольте.

В сабельном бою с завязанными глазами “последнего полёта Осириса” отсечённый и стекающий с плеча рукав и металлический звук сошедшихся клинков неуёмно обрадовали меня и предупредили — здесь рефлексий не будет, здесь будет хорошо, будут мультики. И когда восточная девушка в высоких бикини перебрасывает саблю в другую руку через плечо и шевелит бедром, я думаю, что мне понравится проект и мне нравится героиня . Проект братьев Ваковски “Аниматрикс”, состоящий из коротких рисованных сюжетов в поддан мира Матрицы. Экранизация рассказов журнала Смена, изд. Ваковски и Ваковски, Чикаго, Матрица-6, 1997-2003. Иногда братья Ваковски выступают режиссёрами, иногда продюсерами, иногда не более демиургов общего пространства, отдав и сюжет и производство трудолюбивым японцам.

Бой первого кадра начинается перезвоном лезвий в интерьере, напоминающем внутреннее убранство пагоды, в которой Морфиус объяснял Нео отсутствие необходимости дышать во сне. Если Матрица и Матрица Ку-Клукс-Клан есть пустыня реальности, то Аниматрикс есть сон разума. Или же наоборот — сон разума пастельных мелков Аниматрицы родил чудовище перезагрузки (Matrix Overloaded). Сводя неизвестную задачу к известному решению, перезагруженную матрицу называют матрицей-2, а весь проект — сиквелом. Следуя духу всемирной нумерологии, назовём Animatrix:

Matrix 1 1/2

Смотреть второй фильм без знакомства с Animatrix странно, и слишком многое оказывается упущенным/непонятным в своём происхождении. В первом эпизоде, сексуально стартующем в тренировочном зале и вскрывающем армию механических буров, ведущих подкоп под Сион, показан собственно фрагмент завязки всей последующей обильнобюджетной гиперболы перезагрузки. “История малыша” предшествует реплике второсерийного Нио — “ты сам себя спас, малыш” и странного молодого человека, тянущего тяжеленные тюки вслед аэронавтам. Две части сборника посвящены истории Матрицы “Второй Ренессанс” — всемирная история робототехники в 10 1/2 главах не джулиана барнса, но угол подачи также не вполне конвенционален, хотя и много проще. История матрицы — слега присыпанный нафталином пересказ злодеяний 20-го века, только жертвами неизменно оказываются чапековские роботы. Вьетнамская война и беспощадный выстрел лейтенанта в голову пленного вьетконговца; бульдозеры, спихивающие трупы в гигантские ямы. Образы неизменно заимствуются из общеизвестного пространства массового представления. Постепенно выстраивается несколько нудный, но связный рассказ о длительной битве между машинами и людьми, череда побед и поражений, манера изображения — плакатная. Ренессанс, часть первая, Ренессанс, часть вторая. Однако — нет людей ренессанса, есть роботы просвещения, своим in ratio обращающие людей в батарейки.

Есть детективная история о молодой и азартной Тринити, выполненная в стиле Микки Спиллейна — частный детектив, нанят найти и связаться, вступить в контакт. Увы, умирает — но с сигаретой в зубах и зажигалкой зиппо. И с кожаной троицей с обнажёнными лопатками, вылетающей в окно поезда. В фильме море котов. Детектив советуется с котом — браться за дело или не стоит. Кот бежит на помойку. Коты — мохнатые дежавю, намекают на что-то, что надо бы вспомнить. Вспомнить первую матрицу, где коты — не к добру.

Один из эпизодов — “По ту сторону” — буквальный пикник на обочине, аномалия в заброшенном доме, антигравитация, голубь, вылетающий из вращающегося пера — стандартный набор чудес сталкера. Сталкер Личное, врез, петит: Давно позабытый Станслав Лем внезапно напомнил о себе погружением в темноту Национального Музея Вашингтона, когда, желая подняться в зал аппликаций Матисса, непокорный лифт свёз нас в подвал, где звуки русской истерики заставили насторожиться. Тарковского Сталкер шёл громогласно. Ничего нет — говорили эмансипе мудрецы, нет аномалий, нет чудес, нет ничего. Эмансипе вздыхала. В “По ту сторону” девушка разыскивает кошку, забредшую в зону эффекта. Там можно летать и можно восстанавливать вещи и можно …

Одна из трактовок — сведение фильма к конфликту человека возрождения с человеком средневековым, конфликта целесообразности с предзаданностью и неизменностью. Ratio побеждает, питаясь отныне от артефактов. Поглощение, воспринятое буквально — человечество оказывается во сне ими взращенных чудовищ.

Набор в разных манерах выполненных мультфильмов чётче проявляет стилистические истоки Матрицы перезаряженной, нежели сама она. Не как комментарий к Имени Розы, а как иллюстрация модельера перед показом мод. Аниме оказывается целостнее и подходящее гиперреалистичных полётов в облаках. Аниме не претендует на глянец, а лишь на манго — и распухшая глянцевая матица и есть манго на большом экране. И упрощённость и нивелированность Аниматрикс достигают того, что не смогли сделать спецэффекты и графические станции Солнце — создают эффект достоверности, прочности выстраиваемого континуума. Эклектика манер исполнения (от перламутрового галюциноза Второго Ренессанса до чёрно-белого комикса Детективной истории) предваряет сюжетную шаблонность перезагрузки. Сами же простоватые истории (о чернокожем спортсмене, который пытается сам проснуться и бежит стометровку за 8.8) создают набор мелочей, делающий расказ натуральным. Мелочи берутся как жизнь и из жизни, рассмотренной в качестве незначительного эпизода в программе, как фрагмент, десятиминутный сюжетец. События, выстраиваясь в качестве незначительного эпизода “жизни людей” на фона матрицы, на фоне закадрового геркулеса Нио, кажутся столь незначительными, и столь от того правдивы, что они создают обстановку доверия, чувство жилого пространства. В жизнь как мелочь, как предмет чьего-то антуража невольно всматриваешься с той приязнью, с какой смотрелась пробежка Тринити по крышам в первом эпизоде — не подозревая подвоха, и думая — а не задать ли мне сценаристу хорошего тумака, ведь как он это всё теперь объяснит? Подвох Аниматрицы состоит в том, что в ней как раз все объяснено. Но остаются — мультики, Хрюша и Степашка, и жизнь, и слёзы, и любовь.

Пейте больше матрицы
Будет морда охуенная

P.S. Всё время хочется назвать и написать anti-matrix. Может, предотвращая появление?

10 thoughts on “Animatrix

  1. мохнатые коты стали мохнатыми механическими пауками, копающими под Сион.
    матрица-2 – всего лишь одна из серий аниматрицы, судя по эклектике последней. теперь совсем хочу аниматрицу.

    • Могу дать скачать, но вряд ли на твоей стороне канал позволит.

      Пришлю диск.

  2. Мне больше нравится идея матрицы как мексиканского сериала для домохозяет из тысячи серий. Сцены бесконечного мордобоя можно лепить с помощтю компьютера во всех сочетаниях. А в перерывах между мордобоем тот же компьютер говорит задушевным голосом что-нибудь типа “Любовь не победишь”, “Ложки нет”,”Аллах Велик”,”Пейте пиво пенное” и летают розовые поросята (а другой раз – салатовые бегемотики).

    • а еще лучше порносериал – все герои понимают, как правильно активировать свои центры удовольствия, освоив нехитрое умение “не дышать”, переходят к никогда не кончающимся оргазмам, кисельные реки семени, молочножелезистые берега

    • Избыток порнографии приводит к снижению общей протенции населения. Порносериал потенциально опасен для человечества. муж не может возбудиться женой, требуя от нее качества телевизионной порнозвезды, а жена не может возбудиться мужем, требуя от него качества Шварцнеггера. Дети не рождаются. Конец света.
      А обычный простой мордобой – ну, гоняет немного адреналин у бухналтеров после работы – как чашечка кофе – даже полезно

    • это не совсем убедительно: наоборот, моторное возбуждение, вызываемое порнофильмом, позволяет овладеть женой :) это я бы назвал – стимулирующим материалом. с женщиной-то всегда можно переспать. а вот пули останавливать, или тьму агентов передавить – извиняяяюсь. скорее уж – боевики вызывают фрустрацию общей недоступностью паттерна :)

  3. poydu, glyanu sam… posle pervoy ne ochen’ xotelos’, pokazalos’ nepriyatnim smotret’ na pretenzii glavnix geroev.
    Ili rasslabit’sya, skaknut’ nazad, vzyat’ piva i taki posmotret’… animatrix – prosto krasota neopisuemaya, govoryat, esli v smisl ne vnikat’ :)))

Leave a Reply